Блог
25.02.2021
Мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи находится на территории государственного историко-культурного музея-заповедника "Азрет Султан". Мавзолей в 2003 году включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этой территории погребено около двух десятков казахских ханов, в том числе Абылай, Есим, Тауке, а также известные казахские бии и батыры...
Открыть
25.02.2021
Бекет-ата (Мангистауская область)
Подземная мечеть Бекет-Ата, расположенная на западе Казахстана, является одной из главных святынь региона. Чтобы доехать до Акмечети, нужно сначала из Атырау доехать до Кульсары, затем около 50 км на восток. По древним сказаниям, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах. Бекет-ата известен как предсказатель и пророк, которому была открыта книга бытия. Родился он в 1750 году вблизи поселка Кульсары Атырауской области. В большинстве письменных источников подтверждается, что Бекет-Ата построил 4 мечети: в Огланды, на своей родине - в Жылыойском районе Атырауской области, в Бейнеу, в Устюрте на территории Каракалпакстана (не сохранилась)..
Открыть
25.02.2021
Городище Сауран
Первое упоминание о Сауране в письменных источниках относится к первой половине X века. Жизнь в крепости продолжалась вплоть до середины XVIII века. К XVII веку он был уже вымершим городом, и сегодня только его безмолвные стены говорят, что здесь был когда-то Сауран – крепость и торговый центр наших предков. Городище Сауран – один из самых эффектных и наиболее сохранившиеся средневековых руин в Казахстане...
Открыть
25.02.2021
Архитектурно-художественный комплекс "Жаркентская мечеть"
Жаркентская мечеть - центральная мечеть города Жаркент, памятник архитектуры XIX века. Мечеть была построена в 1895 году по проекту китайского архитектора Хон Пика. С 1982 года находится под охраной государства как памятник архитектуры и истории республиканского значения. Общая площадь мечети 28×54 метров, высота 14,5 метров, высота минарета 19 метров. Минарет окружён 52 колоннами. Интерьер украшен арабской вязью, использованы национальные орнаменты. Во дворе мечети с северо-восточной стороны расположен маленький дворик...
Открыть
25.02.2021
Кратер Жаманшин
Жаманшин - геоморфологический метеоритный кратер в Иргизском районе Актюбинской области. В диаметре кратер достигает 10 километров, есть также менее выраженное внешнее кольцо. Возраст, вычисленный радиологическим методом, составляет 12 миллионов лет. Учёные предполагают, что по составу метеорит был каменным, поскольку обломков метеоритного железа в кратере и округе обнаружено не было. Кратер является природным памятником. Это одно из немногих на Земле месторождений тектитов (иргизитов). В кратере находят также лешательерит (вспенившийся кварц), трехвалентный титан...
Открыть
25.02.2021
Пик Едыге
Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша (Токтамыса). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша...
Открыть
25.02.2021
Улытау, пик Аулиетау (Акмешит)
Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. В Аулиетау находятся древние захоронения. По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь...
Открыть
25.02.2021
Мавзолей Жубан ана
Мавзолей Жубан ана (Жуан аулие), построенный в ХІ веке в Жанааркинском районе Карагандинской области, на правом берегу реки Сарысу, уникален тем, что мастер возводил его, используя сложные строительные приемы, решая в абсолютном виде точные инженерные задачи. Купольно-центрическое сооружение дает мавзолею внешнюю красоту, обеспечивает крепость строения. Все кирпичи имеют одинаковый...
Открыть
25.02.2021
Мавзолей Айша Биби
Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской ...
Открыть
25.02.2021
Культовый памятник Домбауыл
Мавзолей Домбауыл примечателен тем, что является, по мнению многих ученых, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что оно было построено еще во времена владычества гуннов и было предназначено для культовых обрядов. Мавзолей построен из камня-плитняка...
Открыть
Назад
25.02.2021
Мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи
Мемориал, ставший местом паломничества ещё в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи особо почитается и считается одним из самых значимых просветителей и приверженцев Ислама.
Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени. По своим масштабам мавзолей Ахмеда Яссави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.
Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени. По своим масштабам мавзолей Ахмеда Яссави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.
25.02.2021
Бекет-ата (Мангистауская область)
Подземная мечеть Бекет-ата занимает особое положение в мусульманском мире. Круглый год сюда стекаются паломники, чтобы обрести покой души и приблизиться ко Всевышнему.
Бекет-ата известен в мусульманском мире как целитель, как человек, знающий законы физики, математики, астрономии. По преданию жил Бекет-ата родился в 1750 г. вблизи поселка Кульсары Атырауской области. Получил образование юноша в далёкой Хиве, в медресе. А достигнув возраста 40 лет принял решение обучать грамоте детей.
По возвращению, после учёбы, он построил четыре мечети: первая в Кульсарах – её называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья – в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвёртая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат – семь. В них прекрасная акустика. Построенная им подземная мечеть в Огланды стала научным центром, обсерваторией под открытым небом.
При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью. Умер Бекет ата в возрасте 63 лет и похоронен в подземной мечети в местности Огланды на Мангистау.
Бекет-ата известен в мусульманском мире как целитель, как человек, знающий законы физики, математики, астрономии. По преданию жил Бекет-ата родился в 1750 г. вблизи поселка Кульсары Атырауской области. Получил образование юноша в далёкой Хиве, в медресе. А достигнув возраста 40 лет принял решение обучать грамоте детей.
По возвращению, после учёбы, он построил четыре мечети: первая в Кульсарах – её называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья – в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвёртая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат – семь. В них прекрасная акустика. Построенная им подземная мечеть в Огланды стала научным центром, обсерваторией под открытым небом.
При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью. Умер Бекет ата в возрасте 63 лет и похоронен в подземной мечети в местности Огланды на Мангистау.
25.02.2021
Городище Сауран
Городище расположено 45 км северо-западнее от города Туркестан, 1,5 км от административной границы с Кызылординской областью, в 2 км южнее автомобильной трассы Самара-Ташкент, в 500 м от железной дороги Москва-Алматы. Памятник Республиканского значения.
Памятник входит в состав государственного музея-заповедника «Азрет-султан». В конце ХІІІ в начале ХІV в. город Каратобе Сауран приходит в запустение и скорее всего его жители основали новый город, в который они и переехали. То есть, можно сказать, что в ІV—XIII веках город Сауран располагался в 3 км к юго-востоку от более позднего города — теперь это городище называется Каратобе.
Памятник входит в состав государственного музея-заповедника «Азрет-султан». В конце ХІІІ в начале ХІV в. город Каратобе Сауран приходит в запустение и скорее всего его жители основали новый город, в который они и переехали. То есть, можно сказать, что в ІV—XIII веках город Сауран располагался в 3 км к юго-востоку от более позднего города — теперь это городище называется Каратобе.
25.02.2021
Архитектурно-художественный комплекс "Жаркентская мечеть"
Жаркентская мечеть - центральная мечеть города Жаркент, памятник архитектуры XIX века. Мечеть была построена в 1895 году по проекту китайского архитектора Хон Пика. С 1982 года находится под охраной государства как памятник архитектуры и истории республиканского значения. Общая площадь мечети 28×54 метров, высота 14,5 метров, высота минарета 19 метров. Минарет окружён 52 колоннами. Интерьер украшен арабской вязью, использованы национальные орнаменты. Во дворе мечети с северо-восточной стороны расположен маленький дворик, а с южной — медресе. Комплекс мечети огорожен каменным забором высотой 2,3 метров. С южной и северной сторон имеются ворота. Мечеть построена в стиле архитектуры Средней Азии. В 1969 году началось возрождение храма, были проведены инженерные изыскания, изучены особенности строительных конструкций и декора. В 1975—1978 годах были проведены реставрационные работы, которые завершились созданием необычного для того времени музея. В 2001-2004 годах на его частичный ремонт было выделено 26 миллионов тенге, их освоение позволило обновить крышу, привести в порядок главный портал. Сегодня памятник архитектуры находится в отличном состоянии.
25.02.2021
Кратер Жаманшин
Жаманшин - геоморфологический метеоритный кратер в Иргизском районе Актюбинской области. В диаметре кратер достигает 10 километров, есть также менее выраженное внешнее кольцо. Возраст, вычисленный радиологическим методом, составляет 12 миллионов лет. Учёные предполагают, что по составу метеорит был каменным, поскольку обломков метеоритного железа в кратере и округе обнаружено не было. Кратер является природным памятником. Это одно из немногих на Земле месторождений тектитов (иргизитов). В кратере находят также лешательерит (вспенившийся кварц), трехвалентный титан
25.02.2021
Пик Едыге
Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша (Токтамыса). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша, правившего в 1380–1395 годах Золотой Ордой, центральными городами считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Тохтамышем, они завоевали земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды. С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду. В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкиров имя Едыге встречается как имя основателя Ногайской Орды. В «годы смуты» (1410–1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти. Она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды. Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге», «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (Малая гора). Его предназначение быть предводителем и управленцем проявилось еще в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождем, оратором, мудрецом, поэтому о нем всегда говорили как о герое. В устном
народном творчестве есть такие строки:
«Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен.
Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен»
– «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о
своем народе. Если же придет враг, он первым
пойдет защищать свою родину».
Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа, здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык –знаменитый сказитель Асан Кайгы. Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте..
народном творчестве есть такие строки:
«Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен.
Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен»
– «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о
своем народе. Если же придет враг, он первым
пойдет защищать свою родину».
Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа, здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык –знаменитый сказитель Асан Кайгы. Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте..
25.02.2021
Улытау, пик Аулиетау (Акмешит)
Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. В Аулиетау находятся древние захоронения. По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. История сохраняет память предков, а потомки всегда чтят ее. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия. Народ, как и земля, старости не знает. В истории казахского народа и ранеедревних тюрков – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых предках казахов.
Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории, устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой. Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.
Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории, устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой. Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.
25.02.2021
Мавзолей Жубан ана
Мавзолей Жубан ана (Жуан аулие), построенный в ХІ веке в Жанааркинском районе Карагандинской области, на правом берегу реки Сарысу, уникален тем, что мастер возводил его, используя сложные строительные приемы, решая в абсолютном виде точные инженерные задачи. Купольно-центрическое сооружение дает мавзолею внешнюю красоту, обеспечивает крепость строения. Все кирпичи имеют одинаковый размер и форму, что доказывает развитие культуры производства строительных материалов. Возведено строение из специального раствора, секрет его изготовления утерян, но однозначно – материал очень крепкий. Несмотря на сложные погодные условия, оно дошло до нашего времени и хорошо сохранилось.
Вход в мавзолей оформлен в виде стрельчатой арки и ориентирован на юго-восток. Основные несущие конструкции памятника выполнены из жженого и сырцового кирпича и имеют трехслойную систему. Мавзолей со средневековья почитали как «аулие мола». По легенде, в эпоху Алтын орды вдоль реки Сарысу жил Талмас ата. Был у него верблюд Желмая. На ночлег он останавливался у Жубан ана, после вдоль реки Сарысу заехал к Болган ана, Белген ана. Желмая скакал как ветер по песку Жетыконыр, останавливаясь у святых мест. Здесь путники ночевали, женщины совер-шали паломничество. Эти четыре исторических мавзолея расположены вдоль реки Сарысу. Записи о памятнике Жубан ана опубликованы в 1762 году в произведении П. Рычкова «Оренбургская топография». Есть сведения, что первым в 1863 году снял проект и нарисовал памятник Ш. Валиханов. В 1946-м мавзолей исследовала археологическая экспедиция АН КазССР. В 1974 году мавзолей измерили и сделали рисуночную фиксацию. Мавзолей Жубан ана входит в перечень исторических и культурных памятников республиканского значения.
Вход в мавзолей оформлен в виде стрельчатой арки и ориентирован на юго-восток. Основные несущие конструкции памятника выполнены из жженого и сырцового кирпича и имеют трехслойную систему. Мавзолей со средневековья почитали как «аулие мола». По легенде, в эпоху Алтын орды вдоль реки Сарысу жил Талмас ата. Был у него верблюд Желмая. На ночлег он останавливался у Жубан ана, после вдоль реки Сарысу заехал к Болган ана, Белген ана. Желмая скакал как ветер по песку Жетыконыр, останавливаясь у святых мест. Здесь путники ночевали, женщины совер-шали паломничество. Эти четыре исторических мавзолея расположены вдоль реки Сарысу. Записи о памятнике Жубан ана опубликованы в 1762 году в произведении П. Рычкова «Оренбургская топография». Есть сведения, что первым в 1863 году снял проект и нарисовал памятник Ш. Валиханов. В 1946-м мавзолей исследовала археологическая экспедиция АН КазССР. В 1974 году мавзолей измерили и сделали рисуночную фиксацию. Мавзолей Жубан ана входит в перечень исторических и культурных памятников республиканского значения.
25.02.2021
Мавзолей Айша Биби
Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенды о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. По легенде, Айша была дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после его смерти она воспитывалась у шейха Айкожи. Айша полюбила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако ее воспитатель шейх Айкожа не дал согласие. Тогда девушка обманным путем, самовольно поехала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть ее больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей. По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты. Ныне мавзолей Айши биби – место паломничества женщин, мечтающих родить долгожданного ребенка. В письменных источниках сведений о личности Айши биби не имеется, захоронение в мавзолее археологами не исследовано. Мавзолей уже в XIX столетии имел значительные утраты, уцелели лишь остатки стен и угловых колонн, покрытые сплошным ковром резного декора. Но и в разрушенном виде этот памятник производил то глубокое и неизгладимое впечатление красоты и гармонии, которое позволяет безошибочно отличить среди множества прекрасных и достойных архитектурных произведений те, что называют шедеврами.
25.02.2021
Культовый памятник Домбауыл
Мавзолей Домбауыл примечателен тем, что является, по мнению многих ученых, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что оно было построено еще во времена владычества гуннов и было предназначено для культовых обрядов. Мавзолей построен из камня-плитняка на глиняном растворе. Внутреннее помещение трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период, в VIII –IX вв. Располагается на левом берегу реки Каракенгир. Существуют различные легенды про Домбауыла. Одна из них гласит, что он был придворным музыкантом Чингисхана. Когда сын Чингисхана
Джучи (Жошы) хан погиб на охоте, придворные боялись сообщить весть Потрясателю Вселенной. Лишь Домбауыл (по другим легендам Кетбуга) согласился рассказать Чингисхану о смерти сына: он, не говоря ни слова, молча играл на домбре, грозный хан понял язык музыки и приказал залить домбру горячим свинцом. Но есть другая легенда: Домбауыл был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которых погиб Джучи хан. А третья версия говорит о музыканте-кобызисте, чье имя упоминается в тюркском эпическом произведении «Огуз-наме». В монологе великого поэта-жырау Сыпыра Сургалтайулы, который прожил на свете 180 лет, в
обращении к хану Тохтамышу говорится:
Повидал я белый свет,
Мне сто восемьдесят лет,
И душа жива во мне…
Видел даже Домбаула,
Сказочного мудреца,
Его знали все аулы,
Впереди он гнал гонца.
(Перевод О. Жанайдарова)
Следовательно, Домбаул – персонаж скорее сказочный, фольклорный, чем исторический. То обстоятельство, что у «сказочного мудреца» имеется не только место захоронения, но и мавзолей его имени, делает честь зодчим Великой степи и тем благородным людям, которые заботятся о том, чтобы имена народных героев и народная память о них жили в веках...
обращении к хану Тохтамышу говорится:
Повидал я белый свет,
Мне сто восемьдесят лет,
И душа жива во мне…
Видел даже Домбаула,
Сказочного мудреца,
Его знали все аулы,
Впереди он гнал гонца.
(Перевод О. Жанайдарова)
Следовательно, Домбаул – персонаж скорее сказочный, фольклорный, чем исторический. То обстоятельство, что у «сказочного мудреца» имеется не только место захоронения, но и мавзолей его имени, делает честь зодчим Великой степи и тем благородным людям, которые заботятся о том, чтобы имена народных героев и народная память о них жили в веках...